Методическая копилка

Главная Новости Нормативные документы Жизнь школы

Методическая копилка

Бахвалова Елена Евгеньевна, учитель руского языка и литературы

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ:

" ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?"

Цели:
- познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развивать способность учащихся адекватно и полно познавать себя и других людей;
- выработать систему правил поведения толерантной личности в классе.
Форма проведения: " круглый стол" с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа
- Добрый день. Нашу сегодня встречу я хотела бы начать с разговора о вечном - о ЛЮБВИ ( звучит музыка, рассказывается сказка ).
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете белом без подруги. Вот и обратилась она к мудрому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку , чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, а роса еще не просохнет… Утром , когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…Пришла и видит : стоят пять девушек, одна краше другой.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь,- не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь… Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась…
- А кого выбрали бы вы, ребята? Почему? Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
-Почему Любовь выбрала Доброту? ( ответы ребят ) Сегодня наш разговор посвящен толерантности.16 ноября - Международный день толерантности. Я думаю, что не всем знакомо это слово, и на первый взгляд звучит оно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек ,обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Что же такое толерантность? ( версии ребят ) Давайте вместе обобщим все сказанное. (на доске плакат: толерантность в виде солнца , ответы ребят - лучи солнца ) Толерантность объясняется как терпимость , стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.
Выступление учащегося, подготовленное заранее.
Определение слова толерантность на разных языках звучит по-разному:
В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ оно обозначает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ - готовность быть терпимым, снисходительным;
в КИТАЙСКОМ - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в АРАБСКОМ - прощение, снисходительность, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в РУССКОМ - способность терпеть что-то или кого-то.
Вопросы ребятам:
1. Какое из определений вам импонирует более всего?
2. А что объединяет все эти определения?
3. Почему так актуальна толерантность сегодня?
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь человека должна быть размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: " беженец, жертва насилия, терроризм, вандализм…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек в жизни совершает разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно, проявляя свои хорошие качества, а бывает, наоборот…
Сценка " ДВЕ ДОРОГИ"
Вопросы ребятам: Почему молодой человек отказался помочь? А как бы вы поступили в этом случае? А как вы обычно поступаете, если человеку нужна помощь?
ВЫВОД: Сделать добро так просто и так трудно одновременно. Но, сделав его, человек сам становится лучше, чище, добрее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым мы вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это будет проявление доброты. Сценка наглядно показывает,что есть два пути развития личности: ТОЛЕРАНТНЫЙ и ИНТОЛЕРАНТНЫЙ
Работа в группах ( 3-5 минут)
1 группа на одном листке пишет основные черты толерантной личности.
2 группа пишет черты, присущие интолерантной личности.
Звучит музыка. Примерные ответы учащихся:
1 группа: гуманизм,доброта,терпимость,чуткость,понимание,уважение, снисходительность,доверие.
2 группа:
Непонимание,эгоизм,нетерпимость,пренебрежение,агрессивность,игнорирование,цинизм,злость,равнодушие. Вывод делает учитель: ИНТОЛЕРАНТНЫЙ ПУТЬ характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низки уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. ТОЛЕРАНТНЫЙ ПУТЬ - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь , человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Выбор, конечно, за вами. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя к лучшему, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
Игра " Волшебная рука"
Предлагается учащимся на чистом листе обвести свою руку. На каждом пальчике напишите, пожалуйста, свои хорошие качества, а на ладошке- то , что хотелось бы вам изменить в себе. Подарите учителю на память. Подводим итоги классного часа Продолжите строчку: БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ - ЭТО ЗНАЧИТ БЫТЬ… Каждый из ребят выходит к доске и записывает свое суждение.
Примерные ответы:
1. БЫТЬ ДОБРЫМ;
2. УВАЖАТЬ СОБЕСЕДНИКА;
3. УМЕТЬ ПРОЩАТЬ;
4. БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ;
5. БЫТЬ ТЕРПИМЫМ К ОКРУЖАЮЩИМ;
6. ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ;
7. ТАКТИЧНО ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ…
Заключительное слово учителя: наш класс - это маленькая семья. И очень хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили ДОБРОТА, УВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, не было бы ССОР, КОНФЛИКТОВ, РУГАНИ. А что для этого нужно? Звучит китайская притча "Ладная семья" Жила-была на свете семья. Она была не простая: более ста человек насчитывалось в ней, занимала она целое село. Так и жили всем селом, всей семьей. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том ,что семья была особая - мир и лад царили в ней , ни ссор, ни ругани, ни конфликтов не было там. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят людию Прибыл он в село, душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился… Как вы думаете, что написал старик? ( ответы детей ) Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владык, почесал, как водится, за ухом, спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. Подумал, добавил:
- И мира тоже.

Урок-игра по сказке Г.Х.Андерсена "Соловей"

Цель урока: поддержать интерес учащихся к вдумчивому, внимательному чтению, осмыслить эмоции, вызванные прочитанным произведением .
После изучения учащимися в 5 классе сказки "Соловей" Г.Х.Андерсена дано задание еще раз перечитать сказку и подготовиться к игре. Принести на урок альбом, карандаши, фломастеры и тексты сказки.
По типу игры "Что? Где? Когда?" против учителя играет весь класс. На доске табло для счета: 5 класс - учитель
Счет ведет ассистент - ученик, который тоже имеет право отвечать на вопросы. Тексты сказок на партах, ими можно и нужно пользоваться. Подсказка для учащихся : задания следуют в том же порядке, что и события в сказке. За каждый правильный ответ команда получает очко. Если ответа нет или все попытки неудачны , очко - учителю.
Задания № 1.
Какой строительный материал , если верить сказке, использовался в Китае? (фарфор)
№ 2.
А теперь вспомните единицы измерения длины , расстояний. ( метр, километр, дюйм, ярд, сажень, аршин) А какая единица измерения расстояния названа в сказке? (далеко) Проверяем и зачитываем правильный ответ: " Сад тянулся далеко-далеко, так далеко, что сам садовник не знал ,где он кончается…"
№ 3.
Рисование ( 3-5 минут)
Изобразите на рисунке маршрут нашей прогулки по саду императора. Если с этой задачей не справляется более 3 человек , очко в пользу учителя.
Текст: " Сад тянулся далеко-далеко…Из сада можно было попасть прямо в густой лес, в чаще его таились глубокие озера ,а доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали и под нависшими над водой вершинами деревьев…" Рисунок делается по этому описанию. По желанию один ученик может рисовать на доске ; остальные - в альбомах. Во время творчества детей можно включить приятную музыку.
№ 4.
На предыдущих уроках мы говорили об основной мысли сказки "Соловей". А сумеете вы доказать, что "Соловей" - сказка и о пользе книг, чтения?
Ребята должны найти в тексте и доказать справедливость суждения :
" Возвращаясь домой, путешественники рассказывали обо всем виденном; ученые описывали столицу, дворец и сад императора, но не забывали упомянуть и о соловье и даже ставили его выше всего; поэты слагали в честь крылатого певца, жившего в лесу, на берегу синего моря, чудеснейшие стихи.
Книги расходились по всему свету, и вот некоторые из них дошли и до самого императора. Он восседал в своем золотом кресле, читал-читал и поминутно кивал головой - ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду. "Но соловей лучше всего!" - стояло в книге.
- Что такое? - удивился император. - Соловей? А я ведь и не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица, а я ни разу и не слыхал о ней! Пришлось вычитать о ней из книг!"
( если бы император никогда не читал книг, он никогда бы не узнал, что в его стране есть такое чудо, как соловей).
№ 5.
Каким видом спорта поневоле пришлось заняться первому приближенному? (бегом) Доказываем, опираясь на текст:
" Я хочу слышать соловья! Он должен быть здесь сегодня же вечером! Я объявляю ему мое высочайшее благоволение! Если же его не будет здесь в назначенное время, я прикажу после ужина всех придворных бить палками по животу!
- Тзинг-пе! - сказал первый приближенный и опять забегал вверх и вниз по лестницам, по коридорам и залам; с ним бегала и добрая половина придворных, - никому не хотелось отведать палок. У всех на языке был один вопрос: что это за соловей, которого знает весь свет, а при дворе ни одна душа не знает…"
№ 6.
Кто самый правдивый человек, по мнению китайского императора? ( могущественный император Японии)
№ 7.
Этот вопрос не связан со сказкой Андерсена: " А кто из литературных героев считал себя самым правдивым человеком на свете?" ( барон Мюнхгаузен , книга Распе " Приключения барона Мюнхгаузена"
№ 8.
Следующее задание - "звуковое".
Предлагаю изобразить, как бы "пел" соловей во дворце, если бы его пошли искать молодые придворные без девочки-кухарочки. ( му-ууу, ква-ква )
Текст:
И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных. Шли, шли, вдруг замычала корова.
- О! - сказали молодые придворные. - Вот он! Какая, однако, сила! И это у такого маленького созданьица! Но мы положительно слышали его раньше!
- Это мычит корова! - сказала девочка. - Нам еще далеко до места. В пруду заквакали лягушки.
- Чудесно! - сказал придворный бонза. - Теперь я слышу! Точь-в-точь наши колокольчики в молельне!
- Нет, это лягушки! - сказала опять девочка.
№ 9.
На доске записаны четыре слова:
ПОЗА БОНЗА БРОНЗА БРЫНЗА
Учащиеся записывают их в тетрадь. Следует объяснить их значение и сказать, какое из них есть в сказке ( в случае затруднения учащиеся могут обратиться к толковому словарю).
№ 10.
А теперь представьте, что вы - житель Китая. Как бы вы выразили свой востог? ( восклицание О! поднятый вверх палец и кивок головой )
Текст:
" От восторга все в один голос восклицали "О!",поднимали вверх указательные пальцы и кивали головами". Во время "рекламной паузы" демонстрация книги Аллана Пиза " Язык телодвижений".
№ 11.
Вспомните, пожалуйста , полный титул искусственного соловья? ( "императорского ночного столика с левой стороны" , император считал важной ту сторону, на которой находится сердце)
Текст: " …а сердце находится слева даже у императора".
№ 12.
Конкурс на лучший мини-рассказ на тему: " Болезнь и чудесное исцеление императора".
Условие: в трех-пяти предложениях попытаться передать самое главное. Слушаем всех желающих. Анализируем недостатки и достоинства.
Итоги урока , оценки.
Благодарю ребят за урок. Многие интересуются, будем ли играть еще. Обещаю…
Уроки истины и доброты
( по сказке "Маленький принц" А. де Сент- Экзюпери )
Эпиграф: Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе. А. де Сент- Экзюпери

Ход урока
1. Слово учителя
Давайте поклоняться доброте-
На кладбище военном, на плите,
Я прочитал и в жизнь унес когда-то.
И лучевой строкой в моем труде
Вдруг стала эта заповедь солдата:
" Давайте поклоняться доброте…
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте земля добра,
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за ДОБРОТУ.
Я неслучайно начала урок с чтения стихотворения М. Дудиной . Оно перекликается с темой и эпиграфом нашего урока. Знакомясь с произведением "Маленький принц" французского писателя А. де Сент-Экзюпери, вы поняли, что страницы сказки требуют целостного и трепетного прочтения и рассчитаны на тончайший слух. Но как говорит один из героев произведения, мудрый Лис: " Зорко одно лишь сердце,… самого главного глазами не увидишь".
Мы сегодня с вами постараемся по-новому взглянуть на сказку, попытаемся осознать ее, прочувствовать символический подтекст, увидеть за фантастическим сюжетом то, что напомнит нам о реальной жизни, то, что может случиться с каждым из нас… Все наши рассуждения должны подвести к выводу, который вы сделаете в конце урока , ответив на вопрос: Какие истины жизни открыл для себя и для нас Маленький принц, путешествуя по планетам? (проблемный вопрос записан на доске).
А сейчас давайте вспомним.
2. Вопросы для учащихся:
- Кто автор сказки?
- Каким вы его себе представляете?
-Почему только это произведение автор сопроводил собственными рисунками?
- Когда сказка была написана?
- Какие эпизоды сказки вам бы хотелось проиллюстрировать? Сент-Экзюпери писал своей матери: "Мир воспоминаний детства ,нашего языка, наших игр…всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой"
3. Слово учителя
Мы с вами - жители огромной планеты Земля. Сказка Экзюпери помогла осуществиться, может быть, давней мечте многих из нас - встретиться с инопланетянином, прилетевшим к нам с крошечной планетки-звездочки под названием "астероид В-612". Имя этого героя тоже необычное, сказочное - Маленький принц.
- Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве? Опишите его портрет, характер. Вспомните его главные правила жизни.
- Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?(гл.8)
- Кто является виновницей его сомнений?
- Мини-конкурс (подберите эпитеты, характеризующие Розу) Какая она? Какой у нее характер?
Слово учителя
Вы правы. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства. Поэтому и решился он оставить Розу и улететь с перелетными птицами.
- Как Роза отнеслась к решению Маленького принца ? Поняла ли она свое поведение? Подтверждаем словами текста (9 гл. )
Текст:
- Прощайте, - сказал он. Красавица не ответила.- Прощайте, - повторил Маленький принц. Она кашлянула. Но не от простуды. - Я была глупая, - сказала она наконец. - Прости меня. И постарайся быть счастливым. И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?- Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
- Но ветер…
- Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я - цветок.
- Но звери, насекомые…
- Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти. И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
- Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи. Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…
4. Слово учителя
Свои чувства надо уметь выражать, проявлять. А для этого нужно обладать культурой сердца. Сам герой поначалу бесцельно путешествует, не понимая до конца, что гонит его от Розы и чего он ищет. Лишь постепенно планеты, куда попадает наш герой , проявляют свое предназначение. Давайте и мы заочно совершим экскурсию на эти планеты и познакомимся с их обитателями.
Домашнее задание: рассказ о планетах от лица их жителей.
1. Планета короля (10 гл.)
2. Планета честолюбца ( 11 гл.)
3. Планета делового человека ( 13 гл.)
- Какие планеты еще посещает Маленький принц? С кем там знакомится? Какие планеты показались герою бесполезными, бессмысленными? Почему?
- Могут ли обитатели этих планет называться людьми, "человеками"?
Слово учителя
Здесь живут честолюбцы, властолюбцы, эгоисты, порочные личности, "грибы", которые любят только себя , восхищаются только собой, занимаются бесполезными, бесмыссленными делами. Это характерно только для взрослых. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете , за цифрами доходов, честолюбием, алчностью они - взрослые - забыли о своем призвании. Каком? (см. эпиграф ). Не случайно, Маленький принц несколько раз произносит одну и ту же фразу: "Странный народ эти взрослые…"
5. Правда, одна планета показалась герою занятной, здесь он захотел даже остаться ,подружиться с ее жителем. Узнали ее? -
Инсценирование ( гл. 14)
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещались фонарь и фонарщик.
Маленький принц: - Добрый день! Почему ты сейчас погасил свой фонарь?
Фонарщик: - Такой уговор. Добрый день!
М.п.- А что за уговор?
Ф.- Гасить фонарь. Добрый вечер! (включил фонарь)
М. п. - Не понимаю.
Ф. - И понимать нечего, уговор есть уговор. Добрый день! ( погасил фонарь, красным клетчатым платком утер пот со лба). Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.
М. п. - А потом уговор переменился?
Ф.- Уговор не менялся. В том-то и беда! Моя планета год от года вращается быстрее ,а уговор остается прежним.
М. п. - И как же теперь?
Ф. - Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.
М. п. - Вот забавно! Значит, у тебя длится день всего одну минуту!
Ф. - Ничего тут нет забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.
М. п. -Целый месяц?
Ф. - Ну да. 30 минут- 30 дней. Добрый вечер! ( опять засветил фонарь)
М. п. - Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда захочешь…
Ф. - Мне все время хочется отдыхать.
М. п. - Твоя планета такая крохотная, ты можешь обойти ее в три шага… Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто иди, иди… и день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.
Ф. - Ну от этого мне мало толку. Больше всего на свете я люблю спать.
М. п. - Тогда плохо твое дело!
Ф. - Плохо мое дело… Добрый день! (погасил фонарь)
5. Вопросы для учащихся:
- Почему из всех жителей планет Маленький принц выделяет фонарщика особенно?
- Как называется качество человека и сам человек, который думает и действует для пользы других бескорыстно? ( альтруизм, альтруист)
- Почему лишь географ заставляет вспомнить героя о его Розе? Найдите подтверждение своим словам в тексте ( 15 гл.)
Текст: - Слушаю тебя, - сказал географ.
- Ну, у меня там не так уж интересно, - промолвил Маленький принц. - У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, а один давно потух. Но мало ли что может случиться…
- Да, все может случиться, - подтвердил географ.
- Потом у меня есть цветок.
- Цветы мы не отмечаем, - сказал географ.
- Почему?! Это ведь самое красивое!
- Потому, что цветы эфемерны.
- Как это - эфемерны?
- Книги по географии - самые драгоценные книги на свете, - объяснил географ. - Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.
- Но потухший вулкан может проснуться, - прервал Маленький принц. - А что такое "эфемерный"?
- Потух вулкан или действует, это для нас, географов, не имеет значения, - сказал географ. - Важно одно: гора. Она не меняется.
- А что такое "эфемерный"? - спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа.
- Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.
- И мой цветок должен скоро исчезнуть?
- Разумеется.
"Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!"
Это впервые он пожалел о покинутом цветке.
- Почему Маленький принц пришел в отчаяние, когда увидел сад с розами на Земле, которую он посетил по совету географа? Чем вызваны горестные слезы малыша?
Читаем эпизод ( 20 гл.)
- Добрый день, - сказал он. Перед ним был сад, полный роз.
- Добрый день, - отозвались розы. И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
- Кто вы? - спросил он, пораженный.
- Мы - розы, - отвечали розы.
- Вот как… - промолвил Маленький принц.
И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду! "Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже…"
А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…"
Он лег в траву и заплакал.
6. Вопросы для учащихся:
- Кто появляется перед принцем в минуты разочарования?
- Чему учит Лис мальчика?
- Как вы понимаете смысл слова "приручить"?
- Что необходимо, чтобы узнать лучше человека?
- Удалось ли Маленькому принцу приручить Лиса.
Сцена прощания Маленького принца с Лисом (прослушивание записи или чтение по ролям заранее подготовленных учеников) (21 гл. )
Текст:
И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
- Да, конечно, - сказал Лис.
- Но ты будешь плакать!
- Да, конечно.
- Значит, тебе от этого плохо. -
Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
- Прощай… - сказал он.
- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
- Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Какие истины добра, любви, дружбы открыл Лис своему другу и нам ?
7. Слово учителя
Каждое чувство , даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой сердца, душевной работой. Любовь - это труд души. Не случайно , Маленький принц повторяет эти слова несколько раз, чтобы не забыть. Он возвращается на свою планету , потому что в ответе за всех, кого приручил.
К уроку , по моей просьбе, вы сделали бумажные самолетики. Сейчас напишите на них те истины жизни, которые открыл для себя и для нас Маленький принц и которые вам особенно понравились и запомнились. Выучите их наизусть, а самолетики подарите своим друзьям, товарищам. (если времени на уроке не остается,можно сделать это дома)
На фоне мелодии "Нежность" А. Пахмутовой звучат финальные слова учителя Маленький принц в конце сказки покидает Землю ради оставленной им своей Розы, которую он приручил, сделал своей. Ради того, чтобы улететь, он должен умереть на Земле, освободиться от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала его, он приемлет ее, потому что он в ответе за то, что будет с его планетой. Это чувство он передает и нам, землянам. Вся жизнь А. де Сент- Экзюпери была бесстрашным поиском истины. Он ушел из жизни так же, как его герой, в небо, не вернувшись из рокового полета. Даже могилы с его прахом не осталось на Земле, но живы книги, дневники, письма. Сам Экзюпери говорил: "Ищите меня в том, что я




Прокофьева Татьяна Сергеевна, педагог-организатор







Сценарий новогоднего праздника

ДРАКОША

Действующие лица:
Снегурочка:
Дед Мороз:
Баба Яга:
Кот:
Дракоша:
Снегурочка:
Привет, ребятишки, девчонки , мальчишки!
Как много вас в зале- я вас всех узнала!
А вы по Снегурочке тоже скучали?
Ах, как же я рада, что мы вновь повстречались! А совсем скоро здесь появится мой дедушка. Он дедушка не простой, а с зелёной бородой! Верно? Не с зелёной?... А с какой?.... (с белой) И придёт он с рюкзаком! Нет?.. А с чем?... (с мешком) А в мешке одни лишь палки- нам выбрасывать их жалко… Нет?... А что в мешке?... (Подарки) А во что наш Дед одет? Шорты, майка и берет? Нет?... (шуба с шапкой) Молодцы! Вас пожалуй, и не проведёшь! Теперь главный вопрос как деда звать? (Дед Мороз) Как , как погромче! (Дед мороз) Что-то наш дедушка совсем не слышит. Давайте я ещё с вами поиграю. Вы отвечайте: верно или неверно
- Дед Мороз известен всем, верно?
- Он приходит ровно в семь, верно?
- Дед Мороз боится стужи, верно?
- Со Снегурочкой он дружит, верно?
- Носит шубу и калоши, верно?
- Вы на ёлку к нам пришли, верно?
-Много двоек принесли, верно?
- Скоро Новый год придёт, верно?
- Всем нам счастья принесёт, верно?
Молодцы ребятки, дружно отвечали, а давайте ж так дружно позовём Дедущку Мороза, три четыре! (зовут) Голос Деда Мороза: Слышу, слышу! Иду, иду!
(Из -за кулис появляется Дед Мороз)
Дед Мороз:
Кто на праздник к вам идёт?
Кто подарки вам несёт?
Это Дедушка Мороз-
Праздник он с собой принёс!
Ух, на улице мороз-
Даже я чуть не замёрз!
А вам тут не холодно, детишки?...
Снегурочка:
Дедушка, а что ты так долго добирался до нас?
Д.Мороз: Я на почту забегал- телеграмму получал!
Только старенький я стал - всё забываю…
Вот и очки забыл на столике в волшебном тереме… Не прочитаешь, внученька?
Снегурочка: (читает)
К вам сегодня прилетает
Из соседнего Китая
Не мышонок, не лягушка,
А неведома зверушка.
Год у вас пробудет он.
А зовут его Дракон!
Д.Мороз:
Что же получается- у нас теперь будет гостить неведома зверушка? А как за ней ухаживать? Чем кормить? Как выгуливать? Снегурочка:
Так ребята, наверное, знаю и нам сейчас расскажут! Ребята, у кого из вас есть домашние питомцы? У кого есть собачки?... Кошки?... Хомячки?... Рыбки?....Птички?.... Драконы?... Ни у кого нет дракона…. Д.Мороз:
Внученька, пойдём с тобой поглядим, что в волшебной энциклопедии про Дракона сказано. Как их дома содержать, чем кормить… Мы, ребята, быстро вернёмся!
(Уходят, при этом Снегурочка забывает листок с текстом телеграммы. Под бойкую музыку из-за дверей вылетает на метле Баба-Яга.)
Б.Яга:
Бабка Ёжка- костяная ножка,
На метле летала и чуток устала!..
Посадку давай!
Ребята, вы тут, случайно, моего Кота Пафнутия не видели? Ну ничего, я его найду! Ты, случайно, не Пафнутий? А ты?... А ты?... Чтобы я убедилась, что вы не Пафнутии, сейчас каждый на "раз- два-три" прокричите громко своё имя! (после криков детей) Да, Пафнутия моего тут нет… (обнаруживает телеграмму) Зато есть кое-что другое! Мммм… неведома зверушка… и зовут его Дракоша! (грозно) Пафнутий!
(Появляется чёрный кот)
Кот:
Ну, что ещё? Не дают сметану спокойно доесть…
Б.Яга:
Ты только посмотри!
(Протягивает телеграмму коту, медленно её он читает)
Кот:
Мрр-мр-мр-мяу-мяу!.. Ого!
Б.Яга:
У нас будет свой Дракон! Ни у кого такого нет, А у нас есть! Захочу- буду с ним в шашки играть. А захочу- на цепь посажу, будет дом охранять! Вон у моей прабабки был этот… как его… Горыныч! Знаешь, как огнём плевался? Загляденье!
Кот:
Так это ж телеграмма комур-р-р? Деду Морозу и Снегурочке! К ним он приедет.
Б.Яга:
Ха, Подумаешь! Мы это быстро исправим… (достает из мешка парик с косами и шапку снегурки, одевает это всё на себя, коту мантию и новогодний колпак) Опа! (детям) Ну как, похожи? Похожи, похожи! Мы тогда назовёмся вот так: Кот мороз…
Кот:
Мр-мяу!...
Б.Яга:
… и Ягурочка! Смотрим на нас, таких сказочных, красивых, и танцуем вместе с нами! Для вас танцуют подружки кота Пафнутия - Танец "Кошки"
(Танцевальная группа исполняет танец "Кошки")
(.Слышатся звук приземлившегося самолёта. Появляется Дракоша. Кот в испуге, прячется за Б.Ягу)
Кот:
Мама… Кто это ещё?...
Дракоша:
А вот и я! Здравствуйте, друзья. Вы не бойтесь, я хороший! А зовут меня Дракоша! Я прилетел в гости, очень хочу посмотреть вашу ёлку и поучаствовать в новогоднем празднике! Меня должны встречать Дед Мороз и Снегурочка! Вы их не видели?
Б.Яга:
Видели!
Кот:
Утром в зеркале. Это мр-мр-мр…мы! Кот Мороз и Ягурочка!
Дракоша:
Ягурочка?
Б.Яга:
Это тоже самое, что и Снегурочка! Даже лучше! Потому что именно у моей прабабушки жил твой родственник Змей Горыныч. Знаешь такого. Нет? Такой же дракон, как и ты, только трёхголовый!
Дракоша:
Ого! Трёхголовый! А как же он с этим головами справлялся?
Кот: Сейчас покажем. Ребята, кто хочет поучаствовать в Конкурсе и показать Дракоше Горыноча трёхглавого, выходите!
(Вызывают детей, две тройки. Дети берутся за талию, остаётся свободных две руки, их задача подбежать к обручу одеть его на себя, и поднять конфеты)
Дракоша:
Ого! А вы всех драконов конфетами кормите?
Б.Яга:
Конечно, дружок! И конфетами, и супчиком из мухоморов!... Всё, что захочешь! Пойдём милый!(уходят) (появляются Д.Мороз и Снегурочка)
Д.Мороз:
Теперь мы знаем, как ухаживать за драконами. Но мы весь лес обошли, а нашего Дракошу не нашли…. Ребята, вы его не видели?
Снегурочка:
(после ответов детей) А какой он? Добрый? Воспитанный?... А выглядит как?...
Д.Мороз:
Нам нужен его портрет, чтобы быстрее найти гостя в лесу. Кто готов нам нарисовать Дракошу? А давайте, вы каждый по очереди будет выходить к нам сюда и рисовать элемент от нашего гостя, а в конце посмотрим, что е то за гость к нам такой прилетел на праздник.(вызывают детей из зала)
Снегурочка:
Похож? Отлично! Теперь можно давать объявление. Внимание, внимание! Потерялся Дракоша!
А пока Дракоша не нашёлся я с вами поиграю: Игра называется "Любит Снегурочка" Если правду я скажу, вы в ладошки хлопайте.
Но, а если ошибусь - ножками топайте!
Любит Снегурочка на санках кататься?...
Любит Снегурочка в бане купаться?...
Любит Снегурочка холод и лёд?...
Любит Снегурочка жаркий костёр?..
Любит Снегурочка сладкий пломбир?...
Любит Снегурочка кислый кефир?...
Любит Снегурочка плакать, рыдать?...
Любит Снегурочка петь, танцевать?...
Любит Снегурочка кофе горячий?...
Любит Снегурочка мороз настоящий?...
Любит Снегурочка горячую кашу?...
Любит Снегурочка ёлочку нашу?...
Молодцы! Хорошо справились с заданием….
(Звук битого стекла. Хулиганская музыка. Б.Яга, Кот и Дракоша в середине идут в обнимку)
Дракоша:
Я по улице шагаю- разбегается народ, Потому что всех пугаю! (в сторону детей) У-у-у!
Б.Яга, Кот, Дракоша:
Здравствуй, ёлка, Новый год!
Д.Мороз:
Разыскивается Дракоша!... Особые приметы…
Дракоша:
А чего меня разыскивать? Вот он я! Подвинься, Дедуля, а то как плюхну огнём- бородёнку подпалю… ха-ха-ха!
Снегурочка:
Дедушка, так бывает: если поведёшься с Хулиганом - сам сразу превращаешься в хулигана. Это как будто тебя заколдовали…. Бедный Дракоша…
Д.Мороз:
(Б.Яге) Простите голубушка, но это наш гость!
Б.Яга:
Был ваш- стал наш!.. И вообще, почему это вы на нас так похожи?
Д.Мороз:
Вот это нахальство! Это вы почему на нас так похожи? Вы кто?
Кот:
А вы кто? (одновременно набирают в грудь воздух и хором говорят)
Д.Мороз: Дед Мороз!
Кот:
Кот Мороз!
Снегурочка:
Снегурочка!
Б.Яга:
Ягурочка!
Дракоша:
Я не понял, кто из них кто… А главное- кто из них настоящий? Подскажите, пожалуйста, ребята! (после подсказок) Нет, опять не понял….
Д.Мороз:
А мы устроим соревнование! Я буду петь! Ребята, а вы мне помогайте!
Кот:
И я буду петь! И мне тоже помогайте…
(Д.Мороз запевает "В лесу родилась ёлочка". Кот выводит "Миау-ууууууууууууууу" на тот же мотив)
Снегурочка:
А теперь я буду танцевать! Раздаривая всем Свои волшебные снежинки!
Б.Яга:
А мне мой Кот Моро поможет, он будет подтанцовкой. Хип-хоп Новый год! (под современную музыку пляшет с Котом, в конце с головы снимает парик, брасает его) Опа-опа-опа-па!!!!!!!!!!! (кричит приплясывая)
Дракоша:
Бабуль, а у вас что-то с головой… Причёска отклеилась….
Б.Яга:
Ой! Спасите, помогите! Рассекретили-и-и-и-и! Но я так просто не отступлю! Мне Дракоша ой как нужен!...
Снегурочка:
Он к нам в гости прилетел! Придётся дедушке С вами поговорить!
Д.Мороз:
А если не отдадите сами, мне придётся своим волшебным посохом воспользоваться, тогда вы вмиг превратитесь вы в сосульки, пусть будет вам в следующий раз не повадно обманывать!
(намахивается на Ягу и кота, те дрожат от страха)
Б.Яга:
Всё, сдаёмся. Больше не будем никого обманывать, Простите… Я всего лишь хотела домашнее животное завести- дракона! Видно не судьба… Собаку, что ли купить?..
Кот:
А кА же я? Я же лучше собаки! Я ж где мышку словлю, а где и сказку расскажу! (Яга гладит его по голове, Кот мурлычет)
Б.Яга:
(Коту) Что ж, пошли… (медленно уходят)
Дракоша:
А может мы их прости? Дед Мороз, я прошу! Ребята, а вы меня поддержите? (ответы детей)
Д.Мороз:
Так и быть, раз дети прощают- оставайтесь На нашем празднике!
Б.Яга:
Ура-а-а-а-а! Я на радостях всем на метле разрешу Своей покататься!
Д.Мороз: (Дракоше)
Ну, здравствуй, друг дорогой! Добро пожаловать к нам на праздник! У меня для тебя кое-что есть! (одевает Дракоше ленту с надписью "Символ года" и красный колпачок) Ты у нас почётный гость, и я дарю тебе титул символа нового года! Носи его весь год!
Дракоша:
Вот спасибо! Это так приятно! Я постараюсь Оправдать доверие и быть хорошим символом! Добрым и честным!
Снегурочка:
Наступает Новый год! Что он всем нам принесёт?
Д.Мороз: Много счастья и веселья! И здоровья, и везенья!
Дракоша:
Вместе с вами я- Дракоша! Значит, будет год хороший! Только надо не лениться!
Все: Начинаем веселится!
Снегурочка:
Друзья мои, мы всех приглашаем в танцевальный зал!
(все персонажи и гости проходят в танцевальный зал)
Снегурочка:
Ребята, посмотрите какая у нас красивая ёлка, Какой красивый у неё наряд, Но вы заметали, что огоньки на ней не горят! Давайте все хором дружно, прокричим такие слова: Раз, два, три-ёлочка гори!
А теперь прошу всех в круг.
Все, кто в зале не ленись,
В круг пошире становитесь!
(Дети танцуют танцы вокруг ёлки)
Дед Мороз:
Встречают песней новый год,
Встречают пляской новый год.
А кто стишок про ёлку знает?
Надеюсь нам его прочтёт?
Таких ребят немало здесь
Кто хочет нам стихи прочесть?
К дедушки выходите, и стихи свои прочтите!
(Дети читают стихи)
Снегурочка: А кто стихи прочитает переходите в танцевальный зал, где мы с вами поиграем.
1. Станция "Снегурочкина"
- "Ледяное дыхание"
- "Снежки"
2. Станция "Бабки Ёжкина"
- "Баба Яга в ступе"
- "Летание на метле"
3. Станция "Дракоша"
- "Хвост дракона"
- " Конфетка"
4. Станция "Кота Пафнутия"
- "Зимняя рыбалка"
- "Убойный хоккей"
После конкурсов сказочные герои прощаются, Снегурочка приглашает всех на дискотеку.

Hosted by uCoz